Темы книги: мазохизм, садизм, концепция Делезя Жиля, который отрицал единство садомазохизма и рассматривал эти понятия дифференцировано.
“Соединение насилия и сексуальности: о сущности мазохизма”: обзор философского исследования Делез Жиль “Представление Захер-Мазоха” (1968)
Немного об авторе книги: Д. Жиль
Делез Жиль (род. в 1925) – профессор философии Лионского университета, один из крупнейших современных французских философов. С 1953 года Д. Жиль публикует историко-философские работы, посвященные некоторым мыслителям прошлого.
Для нас особенно интересно то, что французского мыслителя заинтересовали идеи Л. Захер-Мазоха в повести “Венера в мехах” и других произведениях. Впоследствии даже появился термин “мазохизм”, введенный психиатром и неврологом Рихардом фон Крафт-Эбингом.
Делез Жиль “Представление Захер-Мазоха”
Вступление
В своем труде Д. Жиль излагает свою, отличную от общепринятой, концепцию садомазохизма. Так, например, он не видит в Ванде садистку только потому, что Мазох был мазохистом. Эротические вкусы Захер-Мазоха широко известны: он любил играть в медведя, устраивая охоту на себя с травлей и связыванием. Ему нравилось, чтобы женщина с пышными формами, в мехах и с хлыстом наказывала, унижала его и причиняла физические страдания. Он заключал с любимой женщиной “договор”, а при случае заставлял ее отдаваться другому. Быть разочарованным – участь Мазоха. Он постоянно стремится ввести в свое супружество третьего.
“Венера в мехах” – наиболее известное произведение Захер-Мазоха. И Д. Жиль считает участь Захер-Мазоха несправедливой. И не только потому, что его имя служит обозначением “мазохизма”. Его труд предан забвению, а имя взяли в оборот. Появились книги о садизме маркиза де Сада. Поспешно стали предполагать тему садомазохистского единства, особой садомазохистской сущности. Д. Жиль считает, что Захер-Мазох несправедливо пострадал от диалектического единства садизма и мазохизма.
Рассмотрим кратко основные концепции книги французского мыслителя Д. Жиля “Представление Захер-Мазоха”, в которых автор акцентирует внимание на том, что не надо соединять вместе понятия “садизм” и “мазохизм”, поясняет фундаментальный момент мазохизма, мазохистский идеал женщины, сущность мазохизма и наказания. Труд Д. Жиля достаточно объемный, требует вдумчивого, внимательного чтения.
Холодное и жестокое (фундаментальный момент мазохизма)
Имена Сада и Мазоха служат для обозначения двух основных извращений. Но к садизму и к мазохизму едва ли можно подходить теми же мерками, что и к проказе или чуме. Заслуга Мазоха в том, что он вывел поведенческие модели рабства и унижения.
Что означает соединение насилия и сексуальности у Сада и Мазоха? Садисту свойственно намерение убедить или уговорить, т.е. педагогическое намерение. Мазохисту же свойственно разрабатывать какие-то договоры, в то время как садист их разрывает. Мазохисту нужно создать для себя образ деспотичной женщины, которую он должен “убедить”. Значит, по сути своей, он – воспитатель. Созерцание обнаженного женского тела в мазохизме возможно лишь в каких-то мистических условиях (вспомните “Венеру в мехах”).
Фундаментальный момент мазохизма: мазохистский герой кажется воспитанным, образованным авторитарной женщиной. Но на более глубоком уровне – это она им образована, это он внушает ей те жестокие слова, с которыми она к нему обращается.
Роль описаний (самодостаточность мазохизма и садизма)
Мазох оправдывает мазохизм разнообразными мотивами или требованиями, навязываемыми роковыми, душераздирающими ситуациями. Тело женщины-палача прикрыто мехами, а тело жертвы окутано странной неопределенностью.
Мазохизм не существует без фетишизма. Основные фетиши Мазоха и его героев: меха, обувь, хлыст, маскарадные наряды. (Фетиш – объект фантазма).
Жиль обращает особое внимание на то, что мазохизм выказывает своего рода садизм. Так, в конце испытаний Северин объявляет, что исцелился. Он начинает мучить женщин, желает быть “молотом” вместо “наковальни”. В этом парадоксальное двойное единство: очевидно то, что садист и мазохист должны встретиться. То, что одному нравится мучить, а другому – страдать самому, определяет их взаимодополняемость. Но в то же время, как замечает Д. Жиль, садист и мазохист каждый играют самодостаточную и завершенную пьесу. Человек, которому нравится доставлять страдания, в глубине души ощущает связь удовольствия с собственным страданием.
Мазох и три его женщины (мазохистский идеал женщины)
Д. Жиль выделяет три типа женщины, присущие Мазоху:
- Чувствительность. Язычница (гречанка) – гетера. Живет ради любви и красоты одним мгновением. Чувственна, независима. Она за равенство мужчин и женщин.
- Холодность. Женщина-палач – холодная, склонная к строгому порядку. Холодность вытесняет языческую чувственность, удерживая на расстоянии садистскую.
- Жестокость. Садистка – женщина, которой нравится причинять страдания. мучить. Изначально Ванда показана как гречанка, но в конечном итоге она садист.
Таким образом, можно выделить троицу: чувствительность, холодность и жестокость. По мысли Д. Жиля, в своем холодном союзе женские чувствительность и жестокость толкают мужчину к рефлексии и составляют мазохистский идеал.
Романические элементы Мазоха (сущность мазохизма)
Сущность мазохизма – опыт ожидания и подвешенности. Мазохистские сцены содержат физическое подвешивание, сковывание, связывание, распятие.
Однако одного комплекса удовольствие-боль еще недостаточно для определения мазохизма. Недостаточно даже унижения, искупления, наказания, виновности.
Для мазохиста боль, наказание или унижение – условие получения удовольствия. Мазохист переживает ожидание. Боль – то, чего он ждет, удовольствие – то, чего ожидает.
Созвездие мазохизма: отклонение, подвешенность, ожидание, фетишизм и фанатизм.
Теодор Рейк (1888-1969, психоаналитик, ученик и последователь Фрейда) выделил 4 основополагающие черты мазохизма:
- “Особое значение фантазии” – форма фантазма, переживаемого и пригрезившегося, драматизированная, ритуализированная сцена, абсолютно необходимая мазохисту.
- “Подвешенность” – ожидание, задержка – способ, при помощи которого страх воздействует на сексуальное напряжение и препятствует ему дорасти до оргазма.
- “Демонстративность” – мазохист выставляет напоказ свои страдания, стесненность и унижение.
- “Вызов” – мазохист агрессивно, вызывающе требует наказания, которое избавляет от страха и дает ему запретное удовольствие.
и 5 черту мазохизма добавляет Д. Жиль: “Договор” – идеальная форма и необходимое условие отношений с женщиной-палачом.
Закон, юмор и ирония (сущность наказания)
Сущность наказания (проходит в иронической форме).
Истинное удовольствие мазохист обретает в применении к нему наказания. Д. Жиль приводит доказательство нелепости наказания: наказание за запретное удовольствие является условием этого удовольствия. Дерзкая угодливость и в то же время непокорная подчиненность, короче мазохист, по мнению Д. Жиля, юморист.
В мазохизме договор становится объектом карикатуры, изобличающим всю его роковую двусмысленность. Виновность – составная черта мазохистского торжества. Д. Жиль считает, что договор мазохизма продолжает древнейшие обряды.
Вывод: Делез Жиль “Представление Захер-Мазоха”
Насилие сочетается с сексуальностью самыми разнообразными способами. Можно изобрести различные средства, перейти от одного сочетания к другому. Утверждается, что одному и тому же человеку нравится страдать и причинять страдания. Словом, в силу предрассудков считается, что садомазохистское единство есть нечто само собой разумеющееся. Вера в садомазохистское единство основывается на фрейдовской традиции, а садомазохизм – извращение, которому следует поставить дифференцированный диагноз.
Возможно, вас заинтересует книга: Томсон Руперт “Книга откровений”
Очень интересно! Захотелось самому прочитать) спасибо автору статьи, что знакомит с такими произведениями :3