Темы книги: мазохизм, садизм, концепция Делезя Жиля, который отрицал единство садомазохизма и рассматривал эти понятия дифференцировано.
«Соединение насилия и сексуальности: о сущности мазохизма»: обзор философского исследования Делез Жиль «Представление Захер-Мазоха» (1968)
Немного об авторе книги: Д. Жиль
Делез Жиль (род. в 1925) — профессор философии Лионского университета, один из крупнейших современных французских философов. С 1953 года Д. Жиль публикует историко-философские работы, посвященные некоторым мыслителям прошлого.
Для нас особенно интересно то, что французского мыслителя заинтересовали идеи Л. Захер-Мазоха в повести «Венера в мехах» и других произведениях. Впоследствии даже появился термин «мазохизм», введенный психиатром и неврологом Рихардом фон Крафт-Эбингом.
Делез Жиль «Представление Захер-Мазоха»
Вступление
В своем труде Д. Жиль излагает свою, отличную от общепринятой, концепцию садомазохизма. Так, например, он не видит в Ванде садистку только потому, что Мазох был мазохистом. Эротические вкусы Захер-Мазоха широко известны: он любил играть в медведя, устраивая охоту на себя с травлей и связыванием. Ему нравилось, чтобы женщина с пышными формами, в мехах и с хлыстом наказывала, унижала его и причиняла физические страдания. Он заключал с любимой женщиной «договор», а при случае заставлял ее отдаваться другому. Быть разочарованным — участь Мазоха. Он постоянно стремится ввести в свое супружество третьего.
«Венера в мехах» — наиболее известное произведение Захер-Мазоха. И Д. Жиль считает участь Захер-Мазоха несправедливой. И не только потому, что его имя служит обозначением «мазохизма». Его труд предан забвению, а имя взяли в оборот. Появились книги о садизме маркиза де Сада. Поспешно стали предполагать тему садомазохистского единства, особой садомазохистской сущности. Д. Жиль считает, что Захер-Мазох несправедливо пострадал от диалектического единства садизма и мазохизма.
Рассмотрим кратко основные концепции книги французского мыслителя Д. Жиля «Представление Захер-Мазоха», в которых автор акцентирует внимание на том, что не надо соединять вместе понятия «садизм» и «мазохизм», поясняет фундаментальный момент мазохизма, мазохистский идеал женщины, сущность мазохизма и наказания. Труд Д. Жиля достаточно объемный, требует вдумчивого, внимательного чтения.
Холодное и жестокое (фундаментальный момент мазохизма)
Имена Сада и Мазоха служат для обозначения двух основных извращений. Но к садизму и к мазохизму едва ли можно подходить теми же мерками, что и к проказе или чуме. Заслуга Мазоха в том, что он вывел поведенческие модели рабства и унижения.
Что означает соединение насилия и сексуальности у Сада и Мазоха? Садисту свойственно намерение убедить или уговорить, т.е. педагогическое намерение. Мазохисту же свойственно разрабатывать какие-то договоры, в то время как садист их разрывает. Мазохисту нужно создать для себя образ деспотичной женщины, которую он должен «убедить». Значит, по сути своей, он — воспитатель. Созерцание обнаженного женского тела в мазохизме возможно лишь в каких-то мистических условиях (вспомните «Венеру в мехах»).
Фундаментальный момент мазохизма: мазохистский герой кажется воспитанным, образованным авторитарной женщиной. Но на более глубоком уровне — это она им образована, это он внушает ей те жестокие слова, с которыми она к нему обращается.
Роль описаний (самодостаточность мазохизма и садизма)
Мазох оправдывает мазохизм разнообразными мотивами или требованиями, навязываемыми роковыми, душераздирающими ситуациями. Тело женщины-палача прикрыто мехами, а тело жертвы окутано странной неопределенностью.
Мазохизм не существует без фетишизма. Основные фетиши Мазоха и его героев: меха, обувь, хлыст, маскарадные наряды. (Фетиш — объект фантазма).
Жиль обращает особое внимание на то, что мазохизм выказывает своего рода садизм. Так, в конце испытаний Северин объявляет, что исцелился. Он начинает мучить женщин, желает быть «молотом» вместо «наковальни». В этом парадоксальное двойное единство: очевидно то, что садист и мазохист должны встретиться. То, что одному нравится мучить, а другому — страдать самому, определяет их взаимодополняемость. Но в то же время, как замечает Д. Жиль, садист и мазохист каждый играют самодостаточную и завершенную пьесу. Человек, которому нравится доставлять страдания, в глубине души ощущает связь удовольствия с собственным страданием.
Мазох и три его женщины (мазохистский идеал женщины)
Д. Жиль выделяет три типа женщины, присущие Мазоху:
- Чувствительность. Язычница (гречанка) — гетера. Живет ради любви и красоты одним мгновением. Чувственна, независима. Она за равенство мужчин и женщин.
- Холодность. Женщина-палач — холодная, склонная к строгому порядку. Холодность вытесняет языческую чувственность, удерживая на расстоянии садистскую.
- Жестокость. Садистка — женщина, которой нравится причинять страдания. мучить. Изначально Ванда показана как гречанка, но в конечном итоге она садист.
Таким образом, можно выделить троицу: чувствительность, холодность и жестокость. По мысли Д. Жиля, в своем холодном союзе женские чувствительность и жестокость толкают мужчину к рефлексии и составляют мазохистский идеал.
Романические элементы Мазоха (сущность мазохизма)
Сущность мазохизма — опыт ожидания и подвешенности. Мазохистские сцены содержат физическое подвешивание, сковывание, связывание, распятие.
Однако одного комплекса удовольствие-боль еще недостаточно для определения мазохизма. Недостаточно даже унижения, искупления, наказания, виновности.
Для мазохиста боль, наказание или унижение — условие получения удовольствия. Мазохист переживает ожидание. Боль — то, чего он ждет, удовольствие — то, чего ожидает.
Созвездие мазохизма: отклонение, подвешенность, ожидание, фетишизм и фанатизм.
Теодор Рейк (1888-1969, психоаналитик, ученик и последователь Фрейда) выделил 4 основополагающие черты мазохизма:
- «Особое значение фантазии» — форма фантазма, переживаемого и пригрезившегося, драматизированная, ритуализированная сцена, абсолютно необходимая мазохисту.
- «Подвешенность» — ожидание, задержка — способ, при помощи которого страх воздействует на сексуальное напряжение и препятствует ему дорасти до оргазма.
- «Демонстративность» — мазохист выставляет напоказ свои страдания, стесненность и унижение.
- «Вызов» — мазохист агрессивно, вызывающе требует наказания, которое избавляет от страха и дает ему запретное удовольствие.
и 5 черту мазохизма добавляет Д. Жиль: «Договор» — идеальная форма и необходимое условие отношений с женщиной-палачом.
Закон, юмор и ирония (сущность наказания)
Сущность наказания (проходит в иронической форме).
Истинное удовольствие мазохист обретает в применении к нему наказания. Д. Жиль приводит доказательство нелепости наказания: наказание за запретное удовольствие является условием этого удовольствия. Дерзкая угодливость и в то же время непокорная подчиненность, короче мазохист, по мнению Д. Жиля, юморист.
В мазохизме договор становится объектом карикатуры, изобличающим всю его роковую двусмысленность. Виновность — составная черта мазохистского торжества. Д. Жиль считает, что договор мазохизма продолжает древнейшие обряды.
Вывод: Делез Жиль «Представление Захер-Мазоха»
Насилие сочетается с сексуальностью самыми разнообразными способами. Можно изобрести различные средства, перейти от одного сочетания к другому. Утверждается, что одному и тому же человеку нравится страдать и причинять страдания. Словом, в силу предрассудков считается, что садомазохистское единство есть нечто само собой разумеющееся. Вера в садомазохистское единство основывается на фрейдовской традиции, а садомазохизм — извращение, которому следует поставить дифференцированный диагноз.
Возможно, вас заинтересует книга: Томсон Руперт «Книга откровений»
Очень интересно! Захотелось самому прочитать) спасибо автору статьи, что знакомит с такими произведениями :3